Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Памятка родителям

«Психологический портрет второклассника»

 

   Уважаемые родители, ваш ребёнок уже будущий второклассник! Что интересного происходит в этом возрасте, что полезно знать родителям? Давайте разберёмся.

Идя во второй класс, ребёнок уже имеет представление о школе, об учёбе и успеваемости. У него уже, как правило, сформирован образ хорошего положительного ученика, есть представление об учебном процессе.

    Особо важным в этом возрасте является формирование самооценки ребёнка, так как появляются первые настоящие оценки. И если ребёнок не очень аккуратно, ровно и красиво пишет, медленно читает или плохо считает, а родители постоянно огорчаются из-за этого, ребёнок начинает занижать самооценку («Я хуже других, потому что плохо пишу» и т.п.).

    Существует такое понятие, как “феномен второго класса”, который заключается в резком падении мотивации в начале второго класса и снижении самооценки школьника. Важно поддержать ребёнка в этот момент, помочь ему, дополнительно уделив дома этому внимание!

    Как правило, к концу второго года обучения ученик уже осваивается, адаптируется к системе оценивания и уровень самооценки повышается.

   Родителям важно помнить, что не нужно зацикливаться на высоких оценках, подгонять под шаблон «хорошего ученика», а ценить реальные знания и способности своего ребёнка, поощрять его ответственность, трудолюбие, тягу к новым знаниям и начинаниям, тем самым способствуя формированию хорошей самооценки.

    Конечно, в этом возрасте очень многие родители дома с усердием тоже «садятся за парты», вместе с ребёнком делая все домашние задания. Но здесь есть несколько аспектов, которые необходимо знать. Иногда после долгих объяснений ребёнку на ваш взгляд простейшего материала, вы недоумеваете, как это можно не понять, ведь всё очень просто и доступно?! Иногда причина банально проста — несовпадение познавательных стилей (стратегий) родителя и ребёнка. Способ познания мамы (или папы, вашей бабушки и т.д.) — это исключительно ваша психологическая особенность, и не факт, что ваш ребёнок обладает идентичной.

    Как всегда, оптимальным будет соблюсти «золотую середину». Не стоит вообще всё перекладывать на ребёнка, говоря: «Ты уже второклассник, уже должен сам делать уроки». Или же, наоборот, беря на вооружение желание (причём больше родительское) получать только хорошие оценки, всецело помогать в выполнении домашнего задания. Дайте ребёнку возможность самостоятельно готовить уроки, помогая ему при этом, объясняя непонятный материал и т.д.

    Говоря о психологических особенностях этого возраста, отметим, что ведущими остаются наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, сущность которых заключается в непосредственном контакте ребёнка с предметами. Всё большую долю занимает словесно-логическое мышление, которое остаётся основной формой мышления у большинства взрослых людей. А вот абстрактное мышление развито ещё не сильно, поэтому часто ребёнок не понимает значение фразеологизмов, пословиц и поговорок. Он понимает всё в прямом смысле слова и требует объяснений. Продолжается развитие всех логических операций (сравнение, анализ, обобщение).

 

«Напоминалка» родителям: «Что нужно не забыть сделать!!!» 

1. Научить ребенка организовывать свое рабочее место для выполнения работы.

2. Показывать пример организованности и собранности.

3. Не думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет ребенок отличник – мы все разные.

4. Ребенку ничем не помогут рассказы родителей о том, что они окончили школу с золотой медалью, а ВУЗ с красным дипломом, зато тревожность могут сформировать.

5. Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребенка только пятерок или четверок – если мама очень сильно переживает из-за отметок, то и у ребенка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы.

6. Обязательно хвалить за успехи, создавать ситуации успеха, отмечать малейшие продвижения.

7. Никогда не сравнивать достижения ребенка с другими детьми.

8. Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности, поэтому надо быть предельно тактичным в общении с ребенком и учить разделять: «Я хороший, но в работе я сделал ошибки и поэтому получил плохую оценку».

9. Очень важно ребенка настраивать на то, что если верить в успех и стараться, то все обязательно получится!!!

    Как помочь ребенку привыкнуть к школе после каникул. 

    Помогать ребенку втягиваться в учебный процесс после длительных летних каникул лучше заблаговременно. Уже с середины августа надо изменить режим дня - раньше ложиться спать и раньше вставать.

    За лето детская рука забывает, как писать, и скорость письма в начале года существенно отличается от весенних показателей. Чтобы ребенку было интересней, можно это занятие превратить в игру, периодически меняясь ролями с ребенком.

    Можно писать с ребенком графические диктанты – это очень эффективная подготовка руки к письму. Кроме этого они направлены на развитие мелкой моторики, произвольного внимания, координации движений, развитие усидчивости, пространственного воображения. Есть книжки с графическими диктантами, также много информации и в интернете. Конечно, начинать нужно с самых простых диктантов!

    Читать тоже можно вместе с ребенком: немного он вам, немного вы ему.

    Занятия не должны быть слишком долгими, чтобы ребенок не устал и не потерял интерес к ним. Лучше закончить их, пока у него еще есть легкое желание продолжать. 

    Уважаемые родители! Подводя некий итог, важно отметить, что этот возраст очень благоприятен для интеллектуального развития школьника. Уделяйте больше внимания своему ребёнку, заинтересовывайте его чем-то новым, будьте активны и результат оправдает все ваши ожидания!